Основатель айкидо (Морихэй Уэсиба) определил айкидо как нечто куда более глубокое, чем система техник самозащиты. Его целью было объединить в своем боевом искусстве этические, социальные и нравственные принципы. Уэсиба надеялся, что, занимаясь айкидо, люди будут совершенствоваться как физически, так и духовно. Не всегда, однако, очевидно и ясно, как практика айкидо должна отражаться на духовном/психологическом развитии. Более того, многие другие боевые искусства заявляют о том, что являются носителями просветления (сатори) и помогают достичь своим последователям психофизического преобразования или трансформации. И следующий вопрос вполне закономерен: отличается ли айкидо от других боевых искусств в плане этого преобразовательного эффекта и, если да, то как?
Очевидно, что любая трансформационная сила в айкидо, если таковая вообще существует, не может проявляться только через выполнение техник. И, если рассматривать айкидо как средство саморазвития и психофизического преобразования в тех направлениях, которые подразумевал основатель, то человек, практикующий айкидо, должен приобрести определенное отношение к тренировкам и стремиться к развитию определенных когнитивных механизмов.
Как правило, те искусства, которые нацелены на достижение того или иного преобразования своих адептов, основаны на религиозных и философских традициях Буддизма и Даосизма (влияние религии Синто на японские искусства, как правило, относительно мало). В Японии Дзэн-Буддизм имел наибольшее влияние на развитие подобных искусств. И хотя Морихэй Уэсиба был гораздо меньше подвержен влиянию Дзэн и Даосизма, чем «новой религии» Омотокё, в айкидо бесспорно можно проследить некоторые аспекты и этих двух философий. Более того, Омотокё глубоко уходит корнями в сложную структуру мистических представлений нео-Синтоизма. Но было бы огромным заблуждением предполагать, что в айкидо принятие этой структуры является обязательным условием достижения психофизического преобразования.
Так как сочетание философии и практики Дзэн и Даосизма в айкидо тоже имеет значение, психофизическое преобразование через практику айкидо несильно отличается от других искусств таких, как каратэ, кюдо или даже чайная церемония. Каждое из этих искусств объединяет одна цель: привить своим адептам ментальную невозмутимость, естественную спонтанность реакции на действие из вне, восприимчивость к сущности вещей (синнё – подлинная реальность). Основной способ достижения подобной степени развития заключается в концентрации на отработке фундаментальных принципов этого искусства (перемещения и техника), а также на сохранении осознанного подхода на протяжении всего тренировочного процесса.
Однако, так как тренировки в айкидо проводятся, как правило, в группах, а техника отрабатывается совместно с партнером, у этого боевого искусства существует и другой способ достижения личностного преобразования. Совместные тренировки способствуют устранению конкурентно-направленного мышления, что приводит к укреплению понимания собственной самодостаточности. Также они помогают осознать важность сохранения безопасности и физического благополучия партнера. Такое отношение к другим должно распространяться и на повседневную жизнь. Другими словами, система совместной работы в айкидо направлена непосредственно на воспитание этики поведения в современном обществе.
Но в то же время важно понимать, что само по себе наличие возможности личностного роста в айкидо не делает этот процесс автоматическим и самореализующимся. Некоторые занимающиеся имеют за плечами годы тренировок и опыта, но все еще совершают как моральные, так и правовые нарушения. Техническое мастерство и богатый опыт не являются гарантом этического и личностного прогресса. Необходимо понимать, что техническое мастерство – гораздо более выполнимая задача, нежели личностное развитие. И хотя обе эти цели можно достигать в течение всей жизни, намного проще потратить время и усилия, необходимые для технического совершенства, чем потратить время и усилия, требуемые для существенного внутреннего преобразования.
Путь к самосовершенствованию должен где-то начинаться. Возможно, самая важная (и при этом часто забываемая) отправная точка как для учеников, так и для учителей – постоянно помнить о том, что вы и люди, с которыми вы тренируетесь – это единое целое, единый механизм, чья работа возможна только при благополучном функционировании каждой составляющей. При этом отдельно взятый человек имеет свои собственные взгляды и убеждения, способен чувствовать боль, разочарование и счастье и имеет свои собственные цели тренировок.
Если человек серьезно воспринимает идею о том, что его задачей на тренировках является внутреннее преобразование, а не только техническое овладение приемами, он несомненно добьется высоких результатов как на татами, так и за его пределами.
Оригинальный текст статьи